Я не особо интересуюсь фэнтези и мирами, насыщенными сверкающей магией, но вдохновившись недавно впитанной информацией про вооружение и защитное оснащение XV-XVI веков, а особенно на фоне взлома защиты этой самой игры, мне захотелось попробовать поуправлять имперскими войсками, благо они как раз представляют из себя набор юнитов из перечисленной эпохи, да и выглядят вполне нормально, и не магически. До текущей кампании за Империю, я успел также начать несколько не особо успешных кампаний за нее же, за Бретонию и эльфов. У архаичной Бретонии я не нашел ничего особо привлекательного, в частности не особо понравилось отсутствие профессиональной пехоты, да, основная сила рыцарской Бретонии - это кавалерия, но я предпочитаю строить ядро армии из пехоты. У эльфов прекрасно представлены пехота и кавалерия, а также есть технология на отсутствие не боевых потерь при пересечении не особо благоприятной местности, но их козлоногий правитель мне не особо приятен, да и вполне себя проявить, на мой взгляд, они могут лишь в совместной сетевой игре (и то, судя по подсказкам, они не получают янтарь от союза с другим игроком), уничтожая поселения хаоситов на далеком севере без получения не боевых потерь при пересечении пустошей.
В итоге я вернулся за империю, провел множество времени в пробных битвах, подбирая оптимальный и универсальный состав войск, а также варианты построения отрядов. С самого начала я твердо решил, что в составе армии будут обязательно мушкетеры, но все еще оставалось достаточно много вопросов о их количестве, о количестве и качестве рукопашных отрядов, о количестве и качестве кавалерии, а также о наличии специальных отрядов. Весь дальнейший опыт строится лишь на борьбе с искусственным интеллектом и использовании его недостатков. А весь дальнейший текст представляет из себя зафиксированные эволюции моей тактики.
Во время первых кампаний построение отрядов было довольно примитивным — впереди стрелковые отряды, растянутые в 3-4 шеренги, позади рукопашные, также в 3-4 шеренги, кавалерия же на флангах. От стрелковых отрядов требовалось дать пару залпов и бежать, протискиваясь сквозь отряды рукопашной пехоты, которая в свою очередь бежала на врага. Стрелкам же необходимо было в ходе боя выходить на фланги и поражать противника фланговым огнем, или же прикрывать собственные фланги и тыл. Именно протискивание отрядов, а также необходимость микроменеджмента в постоянном управлении стрелковыми отрядами перестали в какой-то момент времени меня удовлетворять.
Пришло время экспериментов, и я вспомнил о римском когортном строе, а также о недавно вычитанной фразе о «возможно шахматном построении» имперских войск в одном из сражений Тридцатилетней войны. И пусть даже имперская тактика проиграла линейной тактике Густава Адольфа, в игровых реалиях она начинала казаться все более перспективной. Я углубил построение отрядов до 5-6 шеренг, выставил в первой линии отряды пикинеров с щитами, устойчивых к натиску (они также меня соблазнили как раз наличием щитов и соотвественно снижением получаемого ущерба от стрелкового оружия). Во второй линии стояли стрелки, в те же 5-6 шеренг. Хоть они и могли вести постоянный обстрел набегающего противника, а также обстреливать с флангов врагов, окруживших отряды пикинеров, но тем не менее, какой-то вражеский отряд, да добегал до мушкетеров и начинал без особых усилий кромсать оных. Тогда, извратив шахматное построение, я укоротил фронт, и поставил за пикинерами отряды мечников, выполнявших роль резерва, прикрывавших фланги, и самое главное, готовых втиснуться между моими стрелками и врагом.
Полученное построение было хорошо лишь в боях против пехоты. Когда мне удалось столкнуться с колесницами, довольно быстро влетающими в отряды, нарушающими построение, а также изничтожающими несчастных стрелков, вся тактика обрушилась и пришлось снова начинать эксперименты. В ходе оных удалось выяснить интересные вещи, позволившие полностью оформить нынешние тактику и построение отрядов. Во-первых, колесницы не могут прорвать строй в 10 шеренг, во-вторых, отряды стрелков, также построенные в 10 шеренг, могут вести огонь всеми шеренгами, а в-третьих, в зауженные проемы первого ряда, вражеские войска уже не особо пытаются лезть, предпочитая увязать в схватке с рукопашными отрядами первого ряда, и позволяя стрелкам вести по ним непрерывный огонь. Ну а почти квадратными отрядами проще управлять, ведь квадратный отряд стрелков способен быстро повернуться в сторону возникшей угрозы и дать залп, нежели отряд растянутый в линию, и тратящий время на беготню во время перестроения. Таким образом я эволюционировал до почти идеальных квадратов отрядов, выстроенных в шахматном порядке. При этом, я решил унифицировать рукопашные отряды, поскольку теперь они все стояли в первой линии, и нужно было найти некий средний отряд, способный противостоять любому противнику.
Понравившиеся поначалу пикинеры со щитами не оправдали моих ожиданий, поскольку не были способны противостоять пехоте, закованной в броню. Тогда я кинулся в крайность и опробовал дорогих тяжеловооруженных пехотинцев с двуручными мечами. Пехоту они вполне шинковали, но с колесницами и крупными врагами, вроде троллей, все было очень плохо. Таким образом я дошел до алебардистов, способных стоять под натиском нападающих отрядов, бороться с пехотой и различными монстрами крупных размеров.
Выбором отрядов кавалерии я поначалу не особо занимался, предпочитая брать 4 отряда рейксгвардии по 2 на каждый фланг. Но после опробованных эльфийских всадников, способных уничтожить или измотать отряды противника до столкновения с основными силами, я захотел включить в состав собственных армий что-то подобное. У Империи на выбор есть пистолетчики (рейтары) — довольно быстрые и способные стрелять на 360° вокруг, это качество особенно важно при борьбе с быстрыми отрядами противника (кавалерия, боевые звери, летучие гады), на этом их преимущества заканчиваются, поскольку у пистолетов дальность не особо хороша, как и их способность поражать бронированного противника; также есть некие налетчики с чудовищными многоствольными бандурами (это как раз один из минусов для меня), не особо быстрые, способные стрелять по противнику только перед собой, но куда лучше способные бороться против бронированных врагов; также есть гранатометчики, но их неспособность стрелять по летучим гадам мне не особо пришлась по вкусу. В пробных сражениях пистолетчики-рейтары к сожалению не могут полностью проявить себя, поскольку только в ходе кампании можно изучить соответствующие технологии и навыки у командиров, несколько улучшающие этот отряд, поэтому я рискнул в ходе кампании ими заменить 2 отряда рейксгвардии. Пока что технологии и навыки изучены не полностью, поэтому о целесообразности их введения в состав армии трудно что-то сказать.
Также напоследок остается два слота, которые я занимаю либо ракетной артиллерией, либо вместо одного отряда артиллеристов беру одного мага-лекаря.